- ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗА́Ж в литературе (франц. paysage, от pays — страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к природе — довольно позднее завоевание человечества: в фольклоре П. антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, т. е. в обеих картинах мира он самостоятельной ценности не несет. Пейзажа в современном понимании как объективно-реального изображения природы до XVIII в. в литературе не было. Открытие П. связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного, вписанного в нее (аналогичный этому процесс в живописи — открытие прямой перспективы).
Функции П. многообразны — от резкого субъективированного (в романтизме) до описательного и символического, причем последнюю функцию П. может выполнять не только в символистской, но и в реалистической поэтике (знаменитый дуб в «Войне и мире» Л. Н. Толстого). Во всех эстетических системах распространен принцип психологического параллелизма, основанный на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы (ср. Олицетворение). В русской прозе XIX—XX вв. признанные мастера П. — И. С. Тургенев, А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. А. Шолохов.
Нередко П. перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира (С. Т. Аксаков, М. М. Пришвин). В поэзии XIX—XX вв. эта роль П. выражается наиболее отчетливо. Здесь П. уже на новом уровне — сознательно антропоморфичен, не теряя при этом «природной» самоценности (у А. А. Фета, Ф. И. Тютчева; у последнего — параллельно с созданием космического П.). Своеобразное развитие такой П. получает в лирике Б. Л. Пастернака, где границы между человеческим и природным миром настолько размываются, что «и шелест листьев был как бред», «Альпы лихорадит», улицу «бьет озноб», а гром —«листьями забыт, и охаян, и высмеян». Здесь уже не человеческий мир уподобляется природному и раскрывается через него, а, наоборот, за точку отсчета берется природное бытие как наиболее близкое, понятное и «обжитое» и уясняется через сравнение с опытом человеческого существования.
Особый вид П., урбанистический, развивается в поэзии и прозе XIX—XX вв. (О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Э. Верхарн, А. Белый, В. В. Маяковский).
Литература:
Саводник В. Ф.,…Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М., 1911;
Белецкий А., Изображение живой и мертвой природы, в его кн.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;
Галанов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974;
Соловьев С. М., Пейзаж, в его кн.; Изобразит. средства в творчестве Ф. М. Достоевского, М., 1979.Л. М. Щемелева.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.